Вторник, 23.04.2024, 11:35

Главная » Статьи » Астрономия » Солнечная система

Ищем жизнь на Энцеладе

Водные струи, вырывающиеся за атмосферу Энцелада, могут происходить из горячих источников в нижней части подземного океана сатурнианской луны.

Пока это первый известный случай гидротермальной деятельности  за пределами Земли, и возможно, стоит послать туда космический корабль, чтобы поискать признаки жизни.

Международный космический аппарат Кассини обнаружил, что гигантские струи, извергающиеся из Энцелада, содержат  крошечные кремниевые частицы. Их размер и химический состав позволяет предположить, что они происходят из области гидротермальной активности,  где океан луны встречается с твердой породой.

Частицы диоксида кремния, вероятно, выбрасываются из горячих источников, а затем, на поверхности, замерзают, взлетают со струями высоко вверх, и в конце концов выходят на орбиту вокруг Сатурна.

На Земле длительное взаимодействие подводных горячих источников и твердых пород привело к появлению определенных химических веществ, в которых вполне счастливо жили бактерии. Уже разрабатываются несколько космических миссий, в США, Европе и Японии, которые могли бы заняться поиском признаков  жизни в струях Энцелада. На самом спутнике пока искать жизнь затруднительно, так как если она есть, то вероятно, под толстым слоем льда. Но предположить ее существование можно и по косвенным признакам.

В свое время открытие горячих шлейфов на Энцеладе стало таким сюрпризом, что ученые внесли изменение в миссию Кассини. чтобы побольше узнать об этом спутнике. Открытие шлейфов вошло в ТОП-10 открытий, совершенных космическим аппаратом Кассини.

В 2009 году исследователи сообщили об обнаружении кристаллов соли в одном из колец Сатурна, которое формируется из частиц, выброшенных с Энцелада. В 2011 году они предположили, что источником соли  был океан на Энцеладе. А в прошлом году другой коллектив ученых  использовал данные Кассини (измерение гравитации) и подтвердил существование подземного океана.

Теперь же обнаружены частицы не только соли, но и кремнезема. Это важно, поскольку означает, что горячие источники являются активными и сейчас,  а не только в далеком прошлом. Обнаружение соли может означать, что вода находится в контакте со скалистым материалом. Наличие же диоксида кремния говорит о том, что вода и камень взаимодействуют прямо сейчас, при сравнительно высоких температурах.

Это говорит нам, что, возможно, на Энцеладе, как и на Земле, есть места на дне океана, где могут существовать и процветать микроорганизмы.

Категория: Солнечная система | Добавил: mykar (13.03.2015)