Четверг, 25.04.2024, 18:32

Главная » Статьи » Астрономия » Поиск экзопланет

Блуждающие планеты

блуждающая планета, inauka, спросите наукуОколо десяти лет назад астрономы обнаружили звезду, выброшенную из своей системы и  путешествующая по космосу со скоростью более чем миллион километров в час. На протяжении многих лет существовал новый проблемный вопрос: если звезды могут быть выброшены из родной системы, то может ли такое случиться с планетами?

Блуждающая планета (планемо, планета-странник, планета сирота) — объект, имеющий массу, сопоставимую с планетарной,  не связанный гравитационно ни с какой звездой. Может иметь спутники. Находясь в галактике, блуждающая планета обращается вокруг центра галактики. За пределами галактики  планета не вращается вокруг чего-либо.

Впервые блуждающая планета была обнаружена в 1998 году. Сейчас специалисты нашли сразу 10 аналогичных планет, каждая из которых сравнима по своему размеру с Юпитером. Все они находятся на расстоянии 10-20 тысяч световых лет от Земли по направлению к центру Млечного пути. Открытие было сделано в ходе 2-летних работ по изучению микрогравитации.

Как показывают новейшие подсчеты, только в нашей галактике  может быть более 1 000 000 блуждающих планет. По мнению ученых, блуждающие планеты являются небесными телами, выброшенными из устойчивых планетарных систем. Они также представляют собой части распавшихся в результате космических катаклизмов планетарных групп.

Обнаружить такие небесные объекты чрезвычайно сложно, так как они не имеют собственного излучения, и сами по себе не видны. Для обнаружения используют метод, называемый методом гравитационного микролинзирования. Этот метод исследует влияние массивного предмета, проходящего перед звездой. Таким образом удалось обнаружить только планеты из класса газовых гигантов, размером не меньше Юпитера. Объекты размером с планеты земной группы этим методом обнаружить нельзя.

Последние несколько десятилетий астрономы внимательно следили за блуждающими планетами.  Почти все эти планеты со временем обрели новую орбиту, но в прошлом году, ученые обнаружили около десятка планет без  звезды-хозяйки, например, Хамелеон 110913-773444, правда, все такие случаи не являются полностью подтвержденными.

Большинство астрономов  считают, что такие планеты могут появляться путём срыва с орбиты своей звезды в результате какого-либо катаклизма.  Другие же считают, что понятие "планета" должно применяться только в том случае, если она сформировалась из остатков формирующейся звезды, и подобный объект даже не является в полном смысле планетой. К примеру, газовый гигант с массой меньше коричневого карлика, не имеющий звезду, вокруг которой он вращается, должен определяться как субкоричневый карлик (это класс звёзд, а не планет, хотя в субкоричневых карликах нет термоядерных реакций), поскольку механизм формирования таких объектов аналогичен формированию звёзд.

В 1998 году профессор Давид Стивенсон написал работу на тему «Возможное существование жизни в межзвёздном пространстве».

В этой работе Стивенсон полагает, что несмотря на холод межзвёздного пространства, планеты-гиганты подобные Юпитеру не остынут до абсолютного нуля, а будут из внутренних источников себя подпитывать теплом. В этом им поможет толстая водородная атмосфера, которая будет препятствовать потере тепла планетой (непрозрачная в инфракрасном диапазоне). Если любая из этих странствующих планет окажется довольно большой, чтобы иметь плотную атмосферу, она могла бы удерживать достаточно тепла для существования бактериальной жизни. Даже  если блуждающие планеты не получают тепла, выделяемого от их родительских звезд, они могут получать его от тектонической активности либо внутреннего радиоактивного распада. До настоящего времени характеристики этих объектов неизвестны.

По мере удаления тела от своей звезды непрерывно сокращается поступление от неё тепла, особенно ультрафиолетового излучения, в результате чего планета может легко удержать лёгкие газы, даже такая небольшая планета как Земля легко бы удержала водород и гелий.

Если же результаты данных исследований подтвердятся, то появится целый новый класс инопланетных миров. Возможность существования таких планет поднимает новые вопросы в поисках жизни за пределами Земли.

Правда,  установить наличие жизни на этих планетах  практически невозможно — атмосфера планеты будет полностью поглощать всё инфракрасное излучение, исходящее от живых организмов.

Исследование также показало, что в случае какого-либо катаклизма, который выбрасывает планету вне своей системы, пять процентов систем, аналогичных Земля-Луна сохранят свой спутник при выбросе. Некоторые экзопланеты, такие как объект 2M1207b, которая вращается вокруг коричневого карлика, имеет обширное пылевое облако из мелких частиц. Если достаточно большие экзопланеты сформируются вне звезды, то вокруг них могут впоследствии сформироваться спутники поменьше, в том числе планеты земного типа. Такие спутники- планеты не могут быть однозначно причислены как к сиротам, так и полноценным планетам (экзолунам), поскольку материнский объект сам является планетой-сиротой, в то же время по
механизму формирования нет отличий от формирования Солнечной или иной системы. Такой спутник будет служить источником сильных приливных сил, которые смогут дополнительно нагревать систему.

Исследователи надеются, что последующие наблюдения с помощью телескопов следующего поколения  дадут возможность получить более подробные результаты о блуждающих планетах. На начало 2020-х годов запланирован запуск в космос широкоугольного инфракрасного обзорного телескопа, а также начало работы Большого синоптического обзорного телескопа на земле и, если предполагаемое число кочевых планет с их помощью будет доказано, то эти результаты могут привести к дальнейшему развитию теорий о происхождении жизни в нашей галактике.

Читать также:

Существует ли Немезида?

Как звезды поглощают планеты?

Категория: Поиск экзопланет | Добавил: mykar (06.08.2013)