Физики из Франции и Швейцарии впервые получили на практике левитоны - квазичастицы, названные в честь выходца из России Леонида Левитова.
Кристиан Глаттли из Исследовательского центра Комиссариата атомной энергии в Сакле (Франция) вместе с коллегами сумел поднять единственную заряженную частицу из моря электронов на наноцепи, создав стоячую электронную волну (солитон).
В своих работах 1996-2006 годов Леонид Левитов предсказал, что приложение переменного тока к наноцепи способно создавать сложное квантовое состояние. Как следствие, возникает множество возбужденных электронов и дырок. При этом, если переменный ток подобрать нужным образом, то появляется один единственный возбужденный электрон. Полученная таким образом квазичастица, напоминающая, по словам ученых, уединенную волну солитон, получила название левитон.
Коллектив ученых использовал именно этот подход для наноцепи из двух электродов, соединённых узким проводящим «мостиком». Все элементы схемы были охлаждены до 35 мК — что должно было исключить ненужные движения со стороны «подопытных» электронов.
Затем на один электрод по описанному методу подавалось напряжение, и на другом всякий раз регистрировался «отклик» — стоячая волна из одного электрона. Эти стоячие волны Кристиан Глаттли и Ко назвали солитонами Левитова — левитонами. В отличие от схем возбуждения электронов на основе квантовых точек, генерация левитонов не требует создания тонких структур методом нанолитографии и легко может быть масштабирована до более крупных систем.
По словам исследователей, левитоны могут найти самое широкое применение. Во-первых, для их создания не требуется сложных цепей. Это дает им преимущество перед квантовыми точками (фрагмент проводника или полупроводника, носителя зарядов в котором ограничены по всем трем измерениям), которые используются для «производства» отдельных электронов.
Кроме этого левитоны могут использоваться в качестве переносчика информации в квантовых твердотельных компьютерах. В настоящее время неясно, как именно с физической точки зрения будет выглядеть квантовый компьютер, поэтому такого рода открытия важны для развития индустрии квантовых вычислений в целом.
Наконец, техника, похожая на использованную в работе, может быть применена к газу. В результате такого применения должны возникнуть атомы-левитоны. |