Для пилотируемого полета на Марс, возможно, не потребуется везти полный бак горючего с Земли: новое исследование Массачусетского технологического института предполагает, что заправка на Луне существенно облегчит запуск марсианской миссии.
Предполагается, что лунный грунт и водный лед в кратерах Луны можно добывать и перерабатывать в топливо. Если такие технологии будут опробованы до миссии на Марс, то залет на Луну для дозаправки снизил бы массу при запуске на 68 процентов.
Группа инженеров из Массачусетса разработала модель для определения оптимального маршрута к Марсу, учитывая ресурсы Луны и местную инфраструктуру по переработке этих ресурсов в топливо.
Они обнаружили, что самый эффективный путь включает в себя запуск экипажа с Земли небольшим запасом топлива, достаточным,чтобы попасть на орбиту вокруг Земли. Топливопроизводящий завод, расположенный на Луне, также будет запускать танкеры с топливом в космос, на гравитационную орбиту. Танкеры будут захватываться марсианским экипажем.
Стратегия будущего
В прошлом, программы исследования космоса приняли две основные стратегии в поставках миссии экипажи ресурсов: первая - в которой команда берет с собой с Земли запас всех средств и ресурсов на все время путешествия (как, например, в миссиях Аполлон на Луну), и вторая - в которой ресурсы постоянно пополняются (как пополняются запасы на МКС с помощью регулярных космических полетов).
Ученые предполагают, что успех пилотируемых полетов на Марс и в другие отдаленные пункты будет возможным, если разработать стратегии поставок ресурсов и технологии производства топлива "на месте", а также сбора воды и кислорода по маршруту освоения космического пространства.
Например, водяной лед был найден и на Марсе, и на Луне.
Есть довольно высокая степень уверенности, что эти ресурсы доступны. И если их можно извлечь, то как их переработать? Пока этим вопросом толком никто не занимался.
Построение сети в пространстве
А вот еще было бы здорово, если бы топливо и необходимые ресурсы можно было получать по пути следования в нужном количестве и в нужное время, как бензин на заправочных станциях, подумали инженеры.
И разработали предварительную модель сети заправочных станций по пути к Марсу. Целью разработки этой модели было минимизировать массу, запускаемую с Земли.
В этой модели топливо может быть произведено на Луне и доставлено в точку рандеву в космосе. Также топливные склады могут быть расположены в определенных, гравитационно-связанных местах пространства, так называемых точках Лагранжа.
Исследование демонстрирует важность создания инфраструктуры по производству ресурсов в космосе. Такая инфраструктура может не является необходимой сейчас, для первого пилотируемого полета на Марс. Но создание этой структуры позволит людям совершать в будущем космические путешествия на постоянной основе.
Пока очень смелой целью является колонизация Марса, постоянное присутствие там человека. Однако уже сейчас нужно думать о том, как сделать путь и к другим планетам простым и доступным.
|