Пятница, 19.04.2024, 08:29

Главная » Статьи » Астрономия » Космос

Странная ориентация планетарных туманностей - новости ESO

По материалам ESO

Астрономы исследовали более 100 планетарных туманностей в центральной части нашей Галактики с Телескопом Новой Технологии ESO и с Космическим Телескопом Хаббла NASA/ESA. При этом был обнаружен загадочный факт:  представители этого семейства космических объектов, как правило, ориентированы в пространстве одинаковым образом. Это удивительно, так как у каждой из этих туманностей своя история и различные свойства.

На закате своей жизни звезда типа нашего Солнца увеличивается в размерах, после чего сбрасывает свои внешние оболочки в окружающее пространство. В результате образуется так называемая планетарная туманность. Планетарные туманности отличаются разнообразием и причудливой красотой своих форм. Например, у одной из разновидностей таких объектов – биполярных планетарных туманностей – очертания напоминают песочные часы или бабочку.

Планетарные туманности формировались в разных областях пространства и различаются по своим характеристикам. Не известно ни одного случая, когда сами эти туманности или их «родительские звезды» взаимодействовали бы с другими такими же туманностями. Тем удивительнее, что новое исследование, выполненное астрономами из Манчестерского университета (Великобритания), обнаружило между некоторыми туманностями неожиданное сходство: у многих из них, оказывается, большая ось ориентирована на небе одинаковым образом.  "Большая ось" биполярной планетарной туманности связана с «крыльями мотылька», а "малая" с его «телом».

"Это и вправду удивительная находка, и, если она подтвердится, очень важная", -- объясняет Брайан Рис (Bryan Rees) из Манчестерского университета, один из двух авторов статьи, в которой изложены результаты работы. "У многих туманностей-«мотыльков» оси ориентированы вдоль плоскости Галактики. Полученные нами с телескопами Хаббла и NTT снимки позволяют изучать эти объекты очень подробно".

Астрономы исследовали 130 планетарных туманностей в центральном балдже Млечного Пути, разделили эти туманности на три типа: эллиптические с упорядоченной внутренней структурой, эллиптические без внутренней структуры и биполярные, и тщательно изучили их характеристики и форму.

"Туманности, относящиеся к двум из трех выделенных нами типов, как и ожидалось, ориентированы на небе полностью случайным образом. Но мы обнаружили, что туманности третьего типа — биполярные — имеют явную склонность к определенной ориентации", -- говорит второй автор работы Альберт Жильстра (Albert Zijlstra), тоже сотрудник Манчестерского университета. "Любая выделенная ориентация космических объектов является неожиданностью, и в особенности необъяснимой она кажется в густонаселенной центральной области нашей Галактики".

Считается, что на форму планетарной туманности влияет вращение породившей ее звездной системы. Таким образом, исходные свойства этой системы — к примеру, ее возможная двойственность (например, система состоит из двух звезд, обращающихся вокруг общего центра тяжести), или наличие у родительской звезды планет – могут оказывать очень серьезное воздействие на форму сброшенного звездой газового «покрывала». Формы биполярных туманностей относятся  к самым причудливым; вероятно, их очертания связаны с присутствием газовых струй (джетов), выбрасываемых из двойной звездной системы в направлении, перпендикулярном к плоскости орбиты двойной звезды.

"Специфическая ориентация, которыю мы наблюдаем у биполярных туманностей, свидетельствует о какой-то очень необычной особенности этих звездных систем в центральном балдже", -- говорит Рис. "Чтобы обеспечить такую ориентацию, звездные системы, породившие данные туманности, должны были вращаться в плоскости, перпендикулярной к межзвездным облакам, из которых эти системы образовались, что очень странно".

Даже если допустить, что свойства родительских звезд определяют форму порожденных ими туманностей, новые данные указывают на еще более загадочное обстоятельство. Ведь кроме характеристик самых звезд сууществуют еще факторы, общие для всего Млечного Пути: например, то, что центральный балдж как единое целое вращается вокруг центра нашей Галактики. И влияние балджа на всю Галактику в целом может оказаться более значительным, чем считалось до сих пор – например, благодаря наличию в балдже магнитных полей. Тогда упорядоченная ориентация планетарных туманностей могла быть вызвана присутствием сильных магнитных полей в формирующемся балдже.

И так как более молодые туманности, расположенные ближе к своим родительским звездам, не обнаруживают такой же упорядоченной ориентации, то можно предположить, что в прошлом эти магнитные поля были во много раз сильнее, чем в современную эпоху. О происхождении и характеристиках магнитных полей на ранних стадиях существования нашей Галактики известно очень мало, и в частности, неясно, усиливались они со временем или ослабевали.

"Изучая эти объекты, мы можем многое узнать", -- заключает Жильстра. "Если планетарные туманности действительно ведут себя столь неожиданным образом, это может сильно изменить не только наши представления о прошлом отдельных звезд, но и о прошлом всей нашей Галактики".

Источник: www.eso.org