Суббота, 27.04.2024, 07:44

Главная » Статьи » Физика » разное

Чаинки еще плавают.. и карабкаются вверх.

Частицы бросают вызов силе притяжения, плавая вверх по течению.

Вдохновленные наблюдениями подобного маршрута чайных листьев, физики показали, что поверхностное натяжение воды позволяет такое неожиданное направление движения.

"Это интересно и очень круто", говорит Ева Кансо, физик из Университета Южной Калифорнии.
"Я собираюсь дать моим студентам задание провести соответствующие эксперименты."

Любой каякер, будь он сантехником или физиком, точно знает, что  лодка всегда движется вниз по течению. Вызов этому закону бросил Себастьян Бьянчини  одной ночью в 2008 году, когда он готовил чай мате. Бьянчини, в то время студент в университете Гаваны на Кубе, заметил, что при наливании кипятка в заварочный чайник мелкие листья мате,  площадью в половину квадратного миллиметра, поднимаются вверх по струе. Такое явление наблюдалось не всегда, а лишь при определенной высоте струи – порядка одного сантиметра.
Он рассказал о  своих наблюдения преподавателю физики, Эрнесто Альтшуллеру, и они провели несколько экспериментов. Хотя они поняли, что происходит, Альтшулер говорит, что другие физики отнеслись к их экспериментам скептично и поэтому они не опубликовали свои выводы.

Затем, в прошлом году, Альтшуллер встретился с Троем Шинбротом, физиком из Университета Рутгерса в Нью-Джерси, который согласился повторить эксперимент. Шинброт поставил два сосуда бок о бок, один чуть выше, с водой, стекающей через канал высотой 1-см. Конечно же, через несколько секунд после добавления мела и чая мате, частицы начали подниматься вверх по каналу в  верхний резервуар.

Эксперименты Шинброта привели его к выводу: частицы преодолевают силу тяжести и течение благодаря свойству воды, называемому поверхностным натяжением. Стыковки атомов водорода между молекулами воды  создают упругую поверхность, подобную батутной сетке. Но мелкие частицы, как чайные листья,  нарушают эту сетку, в результате чего водородные связи рушатся и толкают частицы к чистой воде, где поверхностное натяжение гораздо выше.

Шинброт Альтшуллер  признается, что  не знает, будут ли какие то следствия из их открытия, или оно навсегда останется наблюдением за приготовлением чая :-)) . Но  возможно, что загрязняющие вещества могут мигрировать вверх по течению медленной реки. Или, например, частицы могут проникнуть в лабораторные пипетки, и загрязнять лабораторные образцы, если пипетки используются повторно.

Категория: разное | Добавил: mykar (03.07.2013)

Метан на Марсе есть. А жизнь?
Инопланетная база на Луне