Суббота, 20.04.2024, 02:00

Главная » Статьи » Астрономия » Поиск экзопланет

Водный мир, водная вселенная

НАСА с помощью своих многочисленных космических аппаратов исследует Солнечную систему и ищет далекие миры за ее пределами. В ходе миссий вода обнаруживается  в самых неожиданных местах.

Химические элементы в составе воды, водород и кислород - одни из самых распространенных элементов во Вселенной. Астрономы видят водную подпись в гигантских молекулярных облаках меж звездами, в дисках вокруг звезд, из которых будут построены новые планетные системы,  в атмосферах планет-гигантов, вращающихся вокруг других звезд.

Есть планеты с жидкой водой под поверхностью (в нашей системе - Ганимед, Европа и Каллисто у Юпитера, и Энцелад и Титан у Сатурна), есть многие другие, на которых вода присутствует в виде льда или пара. Даже в атмосфере негостеприимной Венеры обнаружены следы водного пара.  Вода есть на Луне, на кометах и астероидах. Признаки воды обнаружены в постоянно затененных кратерах на жарком Меркурии.  Атмосфера и структура четырех планет-гигантов - Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна - содержит огромное количество влажного материала, их спутники и кольца имеют значительный запас водного льда.

Однако, несмотря на то, что в нашей солнечной системе полно воды, кое-где она все-таки потерялась.

Найдены четкие доказательства, что на Марсе вода присутствовала на поверхности в течение длительного времени, в далеком прошлом. Curiosity обнаружил древнее русло реки, которая протекала по благоприятному для обитания Марсу.

Совсем недавно ученые НАСА с помощью наземных телескопов смогли оценить количество воды, которое Марс потерял за время своего существования. Они пришли к выводу , что планета когда-то обладала достаточным количеством жидкой воды, а также океаном, занимающим почти половину северного полушария Марса, в некоторых регионах достигающего глубины 1,6 км. Но где же эта вода?

Часть воды и сейчас есть на поверхности Марса в виде полярных ледяных шапок, часть ушла  под поверхность. Предполагается, что атмосфера молодого Марса была "сдута" ветром заряженных частиц, исходящих от Солнца. В результате этого вода испарилась и планета стала сухой.

Недавно проверивший тысячную экзопланету, Кеплер подтверждает, что наиболее распространенные в галактике миры по размеру больше, чем Земля. Астрономы думают, что многие из них могут быть полностью покрыты глубокими океанами. Преемник Кеплера, аппарат K2, будет продолжать отслеживать  транзиты планет перед звездами, чтобы открывать новые миры.

Задача разработанной агентством НАСА миссии TESS  состоит в поиске экзопланет, вращающихся вокруг ближайших к Солнцу звезд. Некоторые из планет, которые найдет  TESS, могут иметь воду. Одновременно космический телескоп Джеймс Вебб будет анализировать атмосферы этих планет самым подробным образом.

Жидкая вода  - это лишь одно из условий возможной обитаемости планет и жизни за пределами Земли, но факт ее наличия объединяет вроде бы ничем не связанные друг с другом миры удивительным образом.

История воды на Земле, от грибных дождей до бушующих океанов, тесно связана с глобальной историей нашей Солнечной системы. Вся вода, от той, что мы пьем каждый день, до льда на Плутоне, произошла из какого-то  общего источника.

Так что стоит помнить, что в следующем стакане воды, который вы выпьете, возможно, есть частички какой-нибудь кометы, или океана Луны, или давно  исчезнувшего с поверхности Марса моря. А ночное небо может быть полно невидимых нашему глазу экзопланет, где нежные волны шелестят, накатывая на инопланетный берег...

Категория: Поиск экзопланет | Добавил: inauka (08.04.2015)

Новые теории"семян жизни" в астероидах.
Соленый океан на Ганимеде