У эскимосов имеются предания универсального масштаба.
Среди них есть общий для всех народов миф о потопе (только эскимосы спаслись не в ковчеге, а забравшись сразу на высочайший "нунатак"). Есть миф о происхождении света и смерти. Вначале была тьма и люди были бессмертны, и переполнили землю. Тогда две старых женщины, обладавшие "силой в словах", вознесли молитвы: одна - о приходе света и смерти, другая - о неизменности мира. Верховное божество вняло просьбам обеих, и тьма стала чередоваться светом, а жизнь - смертью.
Земля, по мнению эскимосов, существовала вечно, но была пустой, пока с небес не сошел человек, и не соединился с ней. В результате этого брака родились два мальчика, один из которых со временем стал мужчиной, другой - женщиной, от них и пошел род человеческий.
"Душа" у эскимосов множественна (чаще всего троична). Та часть ее, что зовется Тарнек, является носителем самосознания и разума; она может временно покинуть тело, если на то будет воля шамана (имеется в виду гипнотическое состояние); Анерек поддерживает тепло и дыхание в теле. Душа имени человека, Атек, земной мир вообще не покидает, но переселяется в новорожденного, получающего имя умершего. Тарнек улетает из тела через 4-5 дней после смерти, но попадает в одно из загробных царств (небесное или подводное) лишь через год, когда очистится от земных "соков". Теоретически Тарнек может вернуться в любое живое существо, но в большинстве мифов она переселяется в людей.
Души пребывают в загробных царствах, пока для них не появится место обитания на земле в виде новорожденного; для этого души еще до родов на землю переносит Лунный человек, добрый дух. Он же заботится о росте и силе новорожденного, его духовном развитии.
Что же касается загробных царств, то для эскимосов предпочтительнее подводное, однако попасть туда может лишь тот, кто погиб в море или был брошен в волны после смерти. Но есть и небесное царство. Самое страшное для эскимоса - невозможность после нарушения одного из табу попасть в какое-либо из них, тогда умерший становится призраком. В Восточной Гренландии бытуют мифы о "скальных людях" (кивитут) - призраках, сохранивших телесность, но приобретших способность летать, становиться невидимыми, понимать язык животных, читать мысли людей.
Злых духов в эскимосских верованиях не встречается, однако есть вредоносные ведьмы: "илиситсут", наносящие телесные повреждения, и "кугсуит", превращающие счастливую судьбу в несчастную.
Из животных особенно почиталась касатка, считавшаяся покровителем морской охоты; она изображалась на байдарах, её деревянное изображение охотники носили на поясе. Главный персонаж космогонических преданий — Ворон (Кошкли), основные сюжеты сказок связаны с китом. Основные ритуалы были связаны с промысловыми культами: праздник Голов, посвящённый охоте на моржей, праздник Кита (Полъа) и т. д.
Эскимосские шаманы используют силы духов-помощников. Период обучения шамана заканчивается, когда он сможет "умереть и вновь ожить". После этого считается, что он одержим силой, которую обязан использовать на благо соплеменников, иначе она убьет или самого шамана, или кого-нибудь из его близких. Обязанностей же на шаманов возлагалось множество: они должны ставить диагноз и исцелять больных, отвечать на вопросы о судьбе пропавших без вести, вообще на любые вопросы, посылать свою душу в "полет" в отдаленные местности, на дно моря или луну. Но такие поручения "выполняли" немногие из гренландских шаманов. Большинство же лишь лечило больных да давало различные советы, будучи по сути обычными знахарями.
"Полеты" совершались только внутри помещения при потушенном свете: шаман впадал в транс и оповещал криком собравшихся о том, что с ним происходит во время "полета". |